Горячий, крепкий, сладкий как поцелуй…
Автор Одинцова М.В.
Декабрь 2015 г.
Церемония питья чая известна издавна и происходит еще из древней Индии.
Отметим, особенно чайную церемонию почитают японцы. Чайная церемония — строго расписанный ритуал. Во время этой церемонии очень полезно читать «глубокую» литературу, созерцать произведения искусства. При этом важно подобрать флористику, а также специальную посуду.
Если вы собрались в тесном кругу друзей — используйте английскую традицию. Сам этот напиток — атрибут культуры Великобритании. Каждый англичанин утром пьет чай, причем сама процедура растягивается даже на несколько «утренних приемов».
К примеру, после обеда англичане выпивают «славную чашечку чая», а саму паузу во время рабочего дня так и называют — tea break, а вот в 17:00 наступает «дневной чай». А вот high tea потребляют традиционно вечером с закуской из холодного мяса, а также других блюд. Особенно англичане любят чай пить с кексом.
Чайные традиции в России.
Час дружеских бесед у чайного стола!
Хозяйке молодой и честь, и похвала!
По-провославному, не на манер немецкий,
Не жидкий, как вода или напиток детский,
Но Русью веющий, но сочный, но густой,
Душистый льется чай янтарною струей!
Известный русский поэт Петр Андреевич Вяземский.
В русском чаепитии осталось главное: долгие разговоры, много выпитого чая. Чай в России долго оставался городским напитком, средоточием торговли и «законодательницей мод».
Впервые чай в России появился во время царствования Михаила Федоровича, а популярным он стал в конце XYIII, начале XIX веков.
Бытописатель Москвы 40-х годов прошлого века И. Т. Кокорев утверждал, что в 1847 году оборот московских чайных магазинов и лавок достигал 7 миллионов рублей серебром. Чай, по понятиям русского человека, должен быть крепким, на него не следовало жалеть заварки. Он должен, как писал Пушкин, бежать по чашкам темною струею. В России же, особенно в Москве, (жителей которой прозвали водохлебами за пристрастие к чаю), хозяева предлагали гостям чувствовать себя свободно, "без церемоний", в отличие от специальных церемоний В Китае и Японии.
В середине XIX века появляется выражение давать "на чай". В.И. Даль приводит поговорку: Ныне уж нет сбитню, а все чаек; не просят на водку, а просят "на чай".
Слово "чаевые" появилось позднее и к концу века стало употребительным по всей России. И как отметил Даль, чай вытеснил сбитень. Наверное, потому, что был дешевле и проще в приготовлении, а "согревательную" функцию выполнял ничуть не хуже. Следует еще заметить, что распространение чаепития способствовало развитию целой отрасли обработки металла – "самоваростроению". И Тула стала известной не только производством оружия, но и признанной столицей самоваров. Появилось даже распространенное выражение, что "со своим самоваром в Тулу не ездят".
Сначала чай пили дома, в семьях, но к XIX веку появились истинно русские заведения, не имевшие ничего похожего за рубежом, — чайные. В каждой чайной было по три помещения. В одном помещении находилась кухня, другое представляло собой своеобразную нотариальную контору, где писари составляли различные жалобы и прошения. И только третье помещение предназначалось собственно для чаепития. На общие столы (а в чайных были только общие столы) подавались большие самовары с кипятком и чайники с заваркой. К чаю предлагались молоко, сливки, баранки, колотый сахар — обычай пить чай с сахаром вприкуску пришел из Сибири. Иногда для развлечения посетителей хозяева имели бильярд и граммофон. Под тихий шум вскипающего самовара шла неторопливая сердечная беседа.
Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары, чайные и трактиры были полны, и жизнь замирала. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием». С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами и выпивали иногда по двадцать чашек. Если, выпив чашек десять, отставляли чашку в сторону, это не значило, что чаепитие закончено. А вот когда чашку (или стакан) переворачивали вверх дном и клали на него остатки сахара, становилось понятно, что с чаем покончено.
К концу XIX века чай начали пить из высоких стаканов с серебряными подстаканниками, таким образом наслаждаясь не только вкусом и ароматом, но и цветом. Сорт чая раньше употребляли грузинский, азербайджанский, и индийский.
Главенствующую роль за чайным столом представляли хозяйке дома или старшей дочери. Они разливали чай, направляли разговор. Возле них стояли чашки, и по мере прибытия гостей, которым позволялось появляться в любое время, они наливали чай – обязательно через ситечко. Если кто-то просил еще чаю, чашку ополаскивали и вновь заполняли ее. Для этого на столе стояла полоскательница. Чайную посуду на кухню не носили. Ее тут же мыли, насухо вытирали и ставили в буфет.
Особой гордостью в каждом доме были чайные полотенца. Вышивала их хозяйка дома, дочь или невестка. Узоры передавались из поколения в поколение, особенно в сельской местности.
Мужчинам чай подавали в стаканах с подстаканниками, а женщинам – в чашках. Ложки появились в России очень давно. Чайные ложки распространились в конце X – начале XI века. Делали их из различного металла. В богатых семьях пользовались серебряными ложками, иногда они были отделаны эмалью.
Званый чай
Вам это словосочетание кажется странным? Званый ужин никого не удивляет. А ведь на чай тоже когда-то звали, приглашали! Основной целью званого чая является приятное общение, интересные беседы, отдых от повседневных забот. Тема разговора должна быть актуальной, интересной и понятной всем. Заканчивали чаепитие тогда, когда заканчивались разговоры.
Монастырский чай.
«Natura sanat, medicus curat morbos»
«Лечит болезни врач, но излечивает природа».
Гиппократ
Любила чаем побаловаться вся Россия, его пили даже в монастырях со строгим жизненным укладом. Правда, там больше приветствовались травяные чаи, способствующие укреплению здоровья и даже лечению заболевших.
Монастырский чай издавна помогал монахам сохранить своё здоровье, чтобы преодолевать суровые климатические условия, ночные молитвы, вторжения врагов и прочие невзгоды. В некоторых Уставах, которые были найдены в различных монастырях, было написано об употреблении различных горячих травяных напитков. Причём эти напитки были выделены одной из главных частей правильного питания. Несмотря на то что китайский чай уже давно был известным в России, в монастырях его считали басурманским напитком, и именно поэтому его употребление никогда не практиковалось. Кроме этого, в российских монастырях употребляли особенный монастырский чай. Состав этого чая напрямую зависел от растений, которые росли в монастырском саду. Монахи собирали листья и цветы со всех молодых плодовых растений, сушили, а затем оставляли их на зиму. Именно в те времена сложилось мнение о том, что наиболее полезными растениями для людей являются те, которые растут в месте, где они живут.
В зависимости от расположения монастыря различался количественный и качественный состав чая.
Наиболее известный монастырский чай пришел из Спаса-Преображенского Соловецкого монастыря, расположенного на берегу бухты Благополучия одного из Соловецких островов. Близ монастыря сохранился ботанический сад, основанный еще в 1822 году архимандритом Макарием. На площади около 5 гектар до сих пор произрастают пищевые, кормовые и лекарственные растения, высаженные монахами еще в конце XIX века. Самыми старшими среди них являются вековые яблони и сибирские кедры.
В состав Монастырского чая входят следующие травы: шиповник, смородина, кипрей, душица, береза, зверобой, девясил. Согласитесь, со мной, что эти травы знакомы нам с детства и часто в семье их заготавливали летом, сушили, а зимой заваривали вкусный и ароматный чай.
Шиповник.
Древние римляне считали его символом нравственности, греки разводили розовые кусты вокруг храма Афродиты - богини любви и красоты, розовыми лепестками украшали путь новобрачных. Это был цветок радости, любви, веселья. В сказке Андерсена, помните, роза вначале была белой, но соловей, полюбивший ее, захотел обнять царицу цветов. Шипы розы укололи соловья, на его груди выступили капельки крови и окрасили розу - она стала красной.
В XVI и XVII вв. русские цари снаряжали специальные экспедиции в оренбургские степи для заготовок плодов шиповника, которыми на Руси заживляли раны. Считалось, что "вода цвета свороборинного раны заживляет, свербяж выводит, ране не дает распространяться ни в ширину, ни в длину". Обмывали края раны, чтобы избежать антонова огня - гангрены.
Известно более пятидесяти разновидностей шиповника, и все они - лаборатория витаминов и первенства своего никому не уступят. Препараты из плодов шиповника обладают разнообразной фармакологической активностью, обусловленной в основном аскорбиновой кислотой. Она принимает непосредственное участие во многих окислительно-восстановительных процессах, в метаболизме аминокислот, углеводов, жиров, активации ряда ферментов, способствует регенерации тканей, регулирует свертываемость крови, проницаемость сосудов, участвует в синтезе коллагена, стероидных гормонов, повышает устойчивость и защитные реакции организма к инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды, стимулирует кроветворный аппарат, усиливает фагоцитарную способность лейкоцитов. Аскорбиновая кислота повышает умственную и физическую работоспособность, активизирует основной обмен. Экспериментально доказано противосклеротическое действие аскорбиновой кислоты, что проявляется снижением уровня холестерина. В механизме противосклеротического действия шиповника участвуют не только аскорбиновая кислота, роль которой в регуляции обмена холестерина установлена давно, но и ряд веществ, регулирующих проницаемость сосудистой стенки (рутин), действующих как антиоксиданты (токоферолы, витамин E), а также ненасыщенные жирные кислоты и другие вещества.
Желчегонный эффект препаратов шиповника (одним из стимуляторов которого считают соли магния, присутствующие в шиповнике в значительных количествах) также способствует удалению из организма холестерина и его предшественников. Наличием в шиповнике магния объясняют снижение напряжения сосудистых стенок, улучшение функции печени. Ионы магния также подавляют процессы образования щавелевой кислоты, в их присутствии увеличивается растворимость оксалатов кальция, активизируется фибринолиз, что препятствует образованию камней и сгустков крови в мочевой системе.
Итак, шиповник применяется при гастритах с повышенной и пониженной кислотностью, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, заболеваниях печени и желчного пузыря, почек (особенно при наличии песка и камней), гипертонической болезни, атеросклерозе, при малокровии, а также как укрепляющее и поливитаминное средство.
Смородина.
Применение в медицине черной смородины и ее препаратов связано с присутствием в ней витаминов, кислот, пектинов и эфирных масел. Витамины C и P используются для лечения и профилактики цинги и других гипо- и авитаминозах и в комплексе лечебных мероприятий при различных заболеваниях, связанных с кровоточивостью. Почки и листья черной смородины применяются как мочегонное, дезинфицирующее, потогонное средство при мочекаменной болезни, пиелонефритах, циститах. Листья могут служить источником витаминов ранней весной, рекомендуются для лечения ревматизма и при диатезах.
Душица
Трава душицы оказывает седативное и легкое кровоостанавливающее действие, стимулирует секрецию пищеварительных желез, перистальтику желудочно-кишечного тракта и желчевыделение, тонизирует гладкую мускулатуру матки, обладает отхаркивающим и санирующим дыхательные пути свойством, повышает мочеотделение, усиливает лактацию. Оказывает местное противовоспалительное, болеутоляющее и антисептическое действие благодаря содержанию в эфирном масле тимола.
В разгар лета среди пестрого полевого и лесного разнотравья можно разглядеть раскидистые пурпурные или лиловорозовые соцветия душицы. Издавна листьями этой травки обогащали вкус варёного мяса и домашних колбас. А уж как хорош чай, настоянный на душице, знают лишь те, кто хоть разок его отведал! Для заварки берут 10 г соцветий и молодых побегов на стакан кипятка.
Душица относится к популярным народным средствам. Используют у душицы только цветущие верхушки побегов, через год теряет она эфирные масла и с ними целебные свои свойства.
Настой душицы хорош при простудных заболеваниях, коклюше, удушье и кашле, туберкулезе, гастритах, атонии кишечника, болезненных менструациях, повышенной половой возбудимости, при заболеваниях печени и желчного пузыря, нервном возбуждении.
Кипрей (иван-чай).
Вкусный, ароматный и полезный напиток из заваренного сухого иван-чая пользовался широкой популярностью на Руси еще с XII века (его с удовольствием пили в те времена не только малоимущие крестьяне, но и представители богатой русской знати). А с XIII века этот традиционно русский напиток стали часто называть «копорским чаем». Это одно из ныне наиболее распространенных названий кипрея узколистного произошло от названия поселения Копорье в Петербургской губернии, которое основал еще Александр Невский на месте разрушенной крепости рыцарей-крестоносцев. Именно в Копорье, где на песчаных дюнах располагались обширные заросли иван-чая, впервые в XIII веке стали производить «копорский чай» местные монахи. А с тех пор, когда случайно посетившие Копорье английские моряки попробовали заваренный из кипрея напиток, иван-чай, производимый в Копорье и в других русских поселениях, стали продавать в весьма широких масштабах в Англию и другие страны Европы (для Пруссии и Франции ввозимый из русского Копорья иван-чай в те времена был контрабандным товаром). Стоит отметить, что владевшая огромными чайными платанциями в Индии и на Цейлоне Великобритания вплоть до конца XIX века предпочитала «русский чай» из кипрея знаменитому своими вкусовыми качествами и популярному во многих странах мира индийскому чаю. Занявший почетное место в российской внешней торговле иван-чай с XVII по XIX века по объему экспорта существенно опережал такие традиционно пользующиеся спросом на мировом рынке русские товары как золото, мед и пеньку.
В составе иван-чая присутствуют витамин С (этого антиоксиданта в кипрее в 3 раза больше чем в апельсинах и в 6,5 раза больше чем в лимонах), каротиноиды (предшественники витамина А), витамины группы B, слизи (полисарахиды), пектины, хлорофилл, дубильные вещества (до 20%), органические кислоты, фитостеролы, а также некоторые макро- и микроэлементы (особенно высока концентрация в листьях и цветках иван-чая железа, меди и марганца, содержатся также в листьях и цветках кипрея в значительном количестве калий, натрий, кальций, магний, бор, никель и титан).
Обладающий приятным вкусом и ароматом напиток на основе заваренного иван-чая не только прекрасно утоляет жажду (как в горячем, так и в холодном виде), но также обладает широким спектром оздоровительного действия, тонизирует, снимает усталость, придает силы и бодрости. Стоит отметить, что в отличие от оказывающих тонизирующее действие черного чая или кофе напиток на основе иван-чая не содержит в своем составе вредные для здоровья человека кофеин, щавелевую кислоту и пуриновые основания.
О кипрее говорили: «поддерживает тело и успокаивает душу.
При регулярном употреблении кипрея повышается иммунитет и жизненный тонус, улучшается состав крови (в том числе способствуют повышению уровня гемоглобина). Иван-чай при регулярном употреблении способствует улучшению углеводного и липидного обменов, обладает противовоспалительным и бактерицидное действием, повышает эффективность профилактики и лечения инфекционно-воспалительных заболеваний. По своему противовоспалительному свойству листья и цветки иван-чая превосходят такие широко известные в народной медицине природные антисептики как кора ивы, кора дуба и толокнянка.
Издавна и традиционно иван-чай был широко известен в народной медицине прежде всего в качестве «мужской травы», то есть как лекарственное растение, способствующее улучшению мужского здоровья.
Иван-чай - эффективное природное снотворное, снижает повышенную возбудимость, уменьшает головную боль и последствий психоэмоционального стресса.
Способствуют устранению запоров, оказывают обволакивающее, противовоспалительное и защитное действие на слизистую оболочку желудка и кишечника.
Чай с кипреем снижает риск развития онкологических заболеваний. В народной медицине иван-чай издавна и широко известен как противоопухолевое средство (научные исследования выявили содержание в кипрее узколистном высокомолекулярного и малотоксичного соединения ханерола, проявляющего противоопухолевую активность).
Кипрей способствуют улучшению состояния кожи и препятствуют преждевременному старению. В листьях и цветках иван-чая присутствуют вещества, способствующие естественному синтезу коллагена, придающего коже эластичность и упругость (в числе таких компонентов кипрея - фитостеролы, витамин С, каротиноиды, медь, флавоноиды, органические кислоты).
Береза
И вечно радужные грёзы
Тебя несут под тень березы.
К ручьям земли твоей родной...
Сколько их, стихов, сложено о русской березе-березоньке, песен сколько! И уж весна не весна еще, коль не распушилась пока береза. Но.... вот и березы дождались тепла, дождичком умылись, росой напились. И еще ярче лучится береста, тучно загустел и вершины, свешиваются ветки с нежными листьями и серёжками. Узорами завиваются русалочьи развесистые кудри. Сменила береза свою гладкую зимнюю прическу. "Еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют..." Повеяло смолистой свежестью берез.
Вот и пришло время лечиться... березой. А использовать можно и почки, и молодые листья, и березовый сок. Из древесины же получают древесный уголь и деготь. И хоть говорят, что ложка дегтя портит бочку меда, но врачует раны, язвы, ожоги и кожные заболевания именно деготь. С незапамятных времен русские парились березовыми вениками в банях, и недаром: листья березы способны за два-три часа убивать болезнетворные микробы!
Препараты из листьев березы активны в отношении лямблий, трихомонад. Листья березы применяют в виде настоев как мочегонное и потогонное средство. Настои и отвары березовых почек применяются как мочегонное, потогонное и дезинфицирующее средство, особенно при отеках сердечного происхождения, при болезнях органов дыхания как антисептическое отхаркивающее средство.
Девясил.
По старым поверьям, растение это имеет девять волшебных сил и помогает от многих болезней. Уже в Древней Греции и в Древнем Риме корневищем девясила лечили болезни, о его целебных свойствах упоминает и Гиппократ. Согласно другим авторам средневекового Востока девясил улучшает настроение, укрепляет сердце и половую потенцию.
Всего насчитывается около 100 видов девясила. Содержащиеся в растении разнообразные биологически активные вещества придают ему противовоспалительное, мочегонное, желчегонное, отхаркивающее, противомикробное действия и противоглистные свойства.
Противовоспалительное действие особенно выражено в пищеварительном тракте. Препараты девясила являются эффективным средством для лечения желудочно-кишечного тракта, способствуют нормализации повышенной моторной и секреторной функции пищеварительного тракта, улучшают аппетит. Под их влиянием уменьшается активность воспалительного процесса в желудке, снижается выделение пищеварительных ферментов и кислотность желудочного содержимого, исчезают спастические явления в области привратника, нормализуется эвакуация желудочного содержимого в кишечник, увеличивается выработка слизистых веществ железами желудка, увеличивается желчеотделение, нормализуется микробная флора кишечника и подавляется деятельность грибков.
Девясил применяется при заболеваниях дыхательных путей, при бронхитах с повышенной секрецией, при кашле. В научной медицине используется корневище девясила как отхаркивающее средство при удушье, бронхитах, коклюше.
Эфирное масло девясила обладает большой противоглистной активностью в отношении аскарид, свиного и бычьего солитеров.
Зверобой.
Золотая радость разливается в душе, как глянешь на крохотную и скромную эту травку. Удивительно жизнерадостное создание! Оно переносит тебя в древний Гелиополис - город солнцепоклонников. Ведь все в цветке зверобоя связано с этим культом. Он как маленький солнечный храм. Он полон жизненной энергии. Чтобы упавшее настроение поднять, взглянуть на цветущий зверобой и то достаточно. Цветок его звучит, цветок лучится. Все в этом цветке - отдача, дарение. И за неизбывную щедрость его нельзя не любить. Тогда отчего же столь грозное имя - "зверобой"?..
Но... попав в корм скоту, он повышает чувствительность некоторых животных к солнечному свету; заболевание сопровождается сильной лихорадкой. Токсичные свойства зверобоя сохраняются и в сене. Так вот, оказывается, почему народ дал этому растению такое грозное имя!..
И тем не менее народная мудрость считает зверобой средством от девяноста девяти болезней. "Как без муки нельзя испечь хлеба, так без зверобоя нельзя лечить многие недуги ", - вот что говорит народная медицина.
Зверобой обладает многосторонними фармакологическими свойствами. Основной фармакологический эффект зверобоя - его спазмолитическое действие. Это действие проявляется на гладкомышечных элементах желудка, кишечника, желчных путей, кровеносных сосудов. Флавоноиды зверобоя увеличивают отток желчи, препятствуют застою желчи в желчном пузыре и тем самым предотвращают возможность образования камней, облегчают желчеотделение в двенадцатиперстную кишку в результате уменьшения спазма сфинктера Одди. Препараты зверобоя обладают вяжущими, противовоспалительными и антисептическими свойствами, оказывают стимулирующее действие на регенеративные процессы. Зверобой также применяется для профилактики простудных заболеваний.
Еще много тайн хранят лекарственные растения,
и еще многое обещают они человеку в борьбе за его здоровье.
А.Ф. Ганеман
- Регулярный прием монастырского чая способствует профилактики наиболее распространённых заболеваний и оказывает выражение положительное действие на работу желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, бронхолёгочной и нервной систем, укрепляет иммунитет.
- Монастырский чай является великолепным натуральным поливитаминным средством, обладает общеукрепляющим действием, повышает защитные силы, общий тонус организма и работоспособность при умственной и физической усталости.
- Этот чай позволяет жителям мегаполиса активно жить и противостоять разрушительному действие стресса, который неминуемо сопровождает и взрослого человека, и детей.
- Целебность монастырского чая обусловлена не только сбалансированным составом: залог эффективности любого средства народной медицины состоит в систематичности его применения!
- Монастырский чай – это чай для здоровья всей семьи. Вместе с ним вы найдете гармонию и обретёте равновесие!
Приглашайте друзей на званный чай! И приятного вам чаепития!