19 июня, среда
Удивительная судьба у некоторых российских предпринимателей. Вот, взять того же Александра Чичкина…
Представьте себе, перед революцией Чичкин, единственный в Москве, имел собственный «Роллс-Ройс» и личный самолет. Такая вот процветающая жизнь преуспевающего миллионера… И вот – революция, которая поставила жирный крест на этом великолепии.
В 1918 году его предприятия национализированы, а сам он оказался в Париже. Однако, удивительное дело, остаться в эмиграции не захотел и вернулся на Родину. В России объявили НЭП, который, как посчитал Александр Васильевич, поверив Ленину, установлен «всерьез и надолго» и при котором он надеялся хотя бы частично возродить свое дело и быть полезным на Родине. Одновременно он оказывает консультации Народному комиссариату внешней торговли, поскольку его компетенции были просто уникальны.
Было еще кое-что: в разное время он оказал услуги некоторым членам большевистской партии, укрывая их от преследования, и теперь это очень пригодилось. Однако в 1929 году Чичкин попал в ссылку в Кустанай. Впрочем, там он выступал с лекциями о развитии молочной промышленности в России, а потом при содействии Молотова был восстановлен в правах. Так что, можно сказать, что Александру Васильевичу повезло. Даже не знаю, помещать это слово в кавычки или нет.
В 1933 году Чичкин оформил государственную пенсию (!!!), хотя бывшим эксплуататорам в те годы пенсия не полагалась. Но и на пенсии продолжал активно работать. И снова консультировал в Наркомате пищевой промышленности. Во время войны помогал организовывать молочную промышленность в Средней Азии, куда были эвакуированы молочные предприятия и скот с оккупированных территорий. В 1942 году, по случаю 80-летия, получил звание «Ударник третьего пятилетнего плана».
Такая вот неожиданная и интересная судьба… Я назвала бы его «человеком двух эпох». А чичкинские магазины закрылись лишь в 90-е и нулевые годы.