День двадцатый, февраль
Не будь той страшной войны – каким был бы Красноярск? Об этом мы никогда не узнаем. Облик правого берега навсегда изменили эвакуированные заводы. Тогда, в начале 40-х, эшелоны с эвакуированным оборудованием стояли на всех железнодорожных станциях – Енисее, Злобино, Базаихе.
В лучших зданиях размещены госпитали. В город хлынули эвакуированные. Бараки, времянки, общежития – вот где приходилось разжигать «домашний очаг» тысячам горожан. И это в лучшем случае. Зачастую люди жили на кухнях, в отапливаемых палатках, в цехах заводов, спортивных залах, красных уголках.
Тысячи и тысячи сибиряков ушли на фронт. Всего против нацистской Германии сражалось более 460 тысяч красноярцев, из них домой не вернулся каждый третий. А в тылу денно и нощно люди работали на оборонных заводах. В край было эвакуировано более 80 крупных предприятий.
Основная тяжесть труда в тылу — в производстве и сельском хозяйстве — легла на плечи женщин, стариков, подростков. Они трудились по 13-14 часов в сутки, недоедали, недосыпали, но отдавали фронту всё, чем могли поделиться — хлеб, деньги, вещи.
Всего за годы войны в фонд обороны красноярцы перечислили из личных сбережений свыше 200 млн рублей, сотни тысяч пудов хлеба и других продуктов, 115 тысяч тёплых вещей. Подарки бойцам отправляли школьники и даже детсадовцы.
А что было в эти военные годы с вашим городом?